+7 (4862) 72-05-68
Наш адрес: г. Орёл, ул. Андреева, д. 7/9
 
 
 
 
 
 

Страничка психолога

    Детская гиперактивность: причины, рекомендации
                
       Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность. В Росси, по статистическим данным, гиперактивных детей-4-18%,на 3-8% больше, чем в других странах. Те же статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с СДВГ.
    Принято отмечать три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность
    • Гипеактивность - избыточная двигательная  активность, беспокойство, суетливость, как правило, дети с СДВГ страдают нарушением координации, несформированностью  мелкой моторики, они не способны усидеть на месте а так же даже во сне, двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше
    • Дефицит внимания проявляется в трудности его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости и переключаемости с одного предмета на другой. Такие дети, непоследовательны в поведении, забывчивы, расторможены, к тому же у них отсутствует интерес к занятиям, требующих длительную умственную нагрузку
    • Импульсивность- ребенок часто действует импульсивно, не подумав, он не умеет контролировать свои действия, эмоционально неустойчив, конфликтен
    Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни и ряд других факторов. Но следует подчеркнуть, что в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой может определить врач-невропатолог после проведения специальной диагностики, ну а затем должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые только в тесном контакте с родителями -могут эффективно помочь ребенку.
    Некоторые родители не заостряют на этой проблеме внимания -с возрастом все пройдет! Но хочется обратить внимание родителей на то, что с возрастом внешние проявления СДВГ могут меняться и увы, не к лучшему Если в раннем возрасте отмечается незрелость двигательных и психологических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений Известно, что у детей с СДВГ рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам Понятно, какую серьезную социальную проблему представляет данная патология. Доказано, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняются
    Но вернемся к дошкольному возрасту гиперактивность и дефицит внимания у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения, письма и счета, а в психологическом плане наблюдаются задержки на 1,5-1,7года К этой характеристике добавьте выше перечисленные пункты: недостаточная сформированность мелкой моторики, чрезмерная двигательная активность, эмоциональная неустойчивость, негативизм, агрессия, вспыльчивость, низкая самооценка Все это приводит к непониманию со стороны окружающих, а у детей с СДВГ формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, поэтому и трудноисправимая.
    Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей-цикличность:5-15минут они могут продуктивно работать, а затем 3-7 минут мозг отдыхает и накапливает энергию для следующего цикла, в этот момент ребенок отвлекается и как правило, не слышит и не реагирует на воспитателя Гиперактивные дети имеют как бы мерцающее сознание, они могут "впадать-выпадать" из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться, вертеть головой, чтобы оставаться в "сознании" Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, такие дети используют адаптивную стратегию- активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.
    Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы для которых должны соблюдаться определённые  условия, а именно:
    • соответствующая медикаментозная поддержка;
    • обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных нагрузок;
    • разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны соответствующих специалистов и родителей;
    • соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
    • своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция
    Исходя из выше изложенного, педагогам можно предложить следующие практические рекомендации, которые они могут использовать и в работе с родителями гиперактивных детей:
    - в  отношениях с ребенком следует придерживаться "позитивной модели"- хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать его достижения, все это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысить его самооценку;
    - избегайте повторений слов "нет" и "нельзя", не прибегайте к приказам, а сформулируйте это как просьбой о помощи;
    - общайтесь с ребенком доброжелательно, мягко и спокойно;
    - в семье, особое внимание необходимо уделить созданию положительного психологического микроклимата;
    - ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий распорядок дня и место для занятий, дети чувствуют себя в большей психологической безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями;
    - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
    - выработайте четкую специальную поведенческую программу для ребенка, гибкую систему поощрений и наказаний, но только не физических и психологически травмирующих;
    - поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, не перегружайте его слишком большим количеством распоряжений и инструкций, лучше дайте ребенку одно задание на определенный отрезок времени;
    - избегайте по возможности беспокойных, шумных приятелей ,пребывание в многолюдных местах, так как это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие;
    - оберегайте ребенка от утомления, стрессовых ситуаций, поскольку они приводят к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
    - давайте ребенку возможность сбрасывать избыток энергии на прогулках, физкультурных занятиях
    И самое главное - никогда не акцентируйте внимание ребенка на недостатки его поведения, ведь ребенок ни в чем не виноват! НЕ отталкивайте его от себя,  ведь только вы можете помочь самому дорогому для вас человечку на свете! Важно, чтобы он знал - вы рядом! 

                 Педагог-психолог       О.И.  Косинская                            

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательном учреждении
           
    Информация для родителей
           
    Прием детей в дошкольную образовательную организацию
           
    Наши достижения
           
    События в ДОУ
           
    Информация по безопасности детей